Гонка за вечным

 
21 мая, 2013
Росбалт

В ночь на 19 мая в Петербурге прошло самое массовое из всех культурных (и самое культурное из массовых) городских мероприятий. "Ночь музеев" дала повод насладиться искусством всем, кто согласился отказаться от нескольких часов сна ради вечного…

В эту ночь распоряжении петербуржцев и гостей города оказались: более 80-ти музеев, концертных залов, библиотек и арт-площадок, работающих до 6 утра; частично работающее метро и 5 специальных автобусных маршрутов; единый проходной билет и информационный буклет с графиком развода мостов (оказавшимся, впрочем, ошибочным)

Поначалу все выглядело как досрочная квинтэссенция летнего городского уик-энда. Жаркий душный вечер и узкие тротуары не мешали центру быть людным, а огромный выбор досуга и отсутствие срочных дел способствовали всеобщей безмятежности и благожелательности. Плюс к этому – массовый настрой на скорое приобщение к прекрасному. Поистине праздничная картина!..

Отмечали с музыкой, и с какой! В концертном зале Филармонии была великолепная программа произведений на ночную тематику: от "Маленькой ночной серенады" Моцарта — до "Белых ночей" из цикла Чайковского "Времена года".

Позже мы окунулись в совершенно другую музыкальную вселенную: Ботанический сад стал пристанищем волшебных лесных созданий с электрическими инструментами. Исполняемые ими композиции напоминали электронную группу "Infected mushrooms". Вероятно, сходство было не случайным — учитывая, что там же проходила выставка живых грибов.

Однако по мере того, как вечер свежел, атмосфера, напротив, накалялась. Многие нервничали и заметно раздражались, простаивая в бесконечных очередях. Лидерами по посещениям были Ботанический сад, Планетарий, музей "Вселенная воды", зоопарк и LAZAREVGALLERY. Но и другие объекты подверглись активному культмассовому нашествию. Согласно статистике, музей истории религии, музей городского электротранспорта, Филармонию и галерею "Эрарта" за ночь посетили около пяти тысяч человек…

Движение по улицам ускорялось: 350 рублей, отданные за право входа в любой музей, придавали людям сил обойти экспозицию за 15 минут, принять участие в мастер-классе, сфотографироваться с понравившимся экспонатом и героически устремиться вперед, навстречу новым чудесам следующего пункта программы.

Приключений в эту ночь действительно было больше, чем способен переварить простой смертный: многие музеи не ограничились продленным рабочим графиком, а подготовили специальные программы. Посетители имели возможность принять участие в "дискотеке тишины" в Эрарте, рыцарском турнире в музее артиллерии, интерактивном спектакле в музее кукол, квест-играх музея Академии художеств или же просто в гонке за количеством посещенных площадок. Благо, силы подкреплялись пищей не только духовной: в музее Суворова предлагали отведать настоящей армейской кухни, а на выходе из Artplay можно было выпить бесплатный кофе.

Исаакиевская площадь, куда съезжались все "ночные" автобусы, была похожа на Мекку. Около четырех утра мы заметили там группу презабавных энергичных туристов преклонного возраста. Они гордо держались в стороне от уже изрядно насытившихся искусством и "продолжавших банкет" прохожих и были похожи на иностранцев. В тот момент, когда после сорока минут ожидания транспорта я уже засыпала на автобусной остановке, один из них подошел к моей подруге, наклонился и заговорщически зашептал. В ответ она начала говорить что-то о "вообще нереальном Вудстоке в Эрарте", но пенсионер стал показывать всем своим видом, что не понимает ни слова и попросил изъясняться по-английски. Честно говоря, мы так и не сообразили, чего он хотел от нас добиться — учитывая, что за секунду до этого на чистейшем русском попросил мою подругу рассказать, какой музей понравился ей больше всего. Для меня это был самый мистический эпизод той ночи…

Главная достопримечательность города – разводные мосты – тоже не упустила возможность заявить о себе. Поскольку Тучков и Биржевой мосты оказались разведены на полчаса раньше, чем это было указано в информационном буклете, многие люди, рассчитывавшие на передвижение между Петроградской стороной и Васильевским островом, оказались в хрестоматийно-питерской ситуации, когда "рад бы домой, да мосты развели".

Впрочем, лично я, очутившись в этот момент как раз возле Биржевого, была очарована смешанным чувством ночной романтики и безвыходности положения. Официально заявляю: во время "Ночи музеев — 2013" к людям, застрявшим в центре, было применено самое жестокое оружие массового романтического поражения – гипнотическое обаяние ночного Санкт-Петербурга…

Екатерина Десятова

 
До «Ночи музеев-2017» осталось не так уж и много!2017-05-20T19:00:00+04:00